«Вслух.ру» продолжает проект «Такая работа» - интервью с представителями самых необычных, удивительных или редких профессий.
_Пусть зоопсихология, как отдельная профессия, в нашей стране не существует, однако есть специалисты, помогающие людям наладить отношения с их питомцами. И в Тюмени это можно сделать «с пеленок» — в специальном детском саду для собак. Там четвероногих учат манерам, а их владельцев — умению понимать своего друга. В том, что любые отношения можно спасти, уверена кинолог, руководитель щенячьего детского сада Ирина Жукова. Как это сделать, она рассказала «Вслух.ру»._
— В чем заключается работа зоопсихолога?
— Зоопсихолог — сегодня модное слово. Но отдельной такой профессии в России не существует. Как дисциплина у нас она изучается на факультетах психологии и педагогики. Это за рубежом зоопсихология является специализацией ветеринарных факультетов. В нашей стране такого нет. Так что я просто кинолог, но помогаю решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях владельца и собаки. А употребляется этот термин для того, чтобы людям было понятнее. Если спрашивают зоопсихолога, то их отправляют ко мне.
— Тем не менее, вы специализируетесь на психологии собак?
— Да, я это люблю, интересуюсь темой и изучаю ее. С 12 лет начала ходить в кинологический клуб со своей собакой. Тогда у меня была восточноевропейская овчарка. А позже завела далматина Анютку — первую в Тюмени представительницу породы. Со временем мне предложили вести секцию далматинов. Тогда попробовала заниматься со щенками, и в 1995 году появилась идея открыть щенячий детский сад. Мне показали видеозапись подобного учреждения в США Иэна Данбара. Сейчас его книги переводят на русский язык, а тогда это была самиздатовская видеозапись. С этого и началось.
— Значит, вы учились самостоятельно?
— В 90-е годы я закончила курсы от Российской кинологической федерации, кроме того, обучалась на собственном опыте, читала книги, позже появился интернет. В те времена в России не было литературы по этой теме. Так что когда я впервые оказалась за границей — на всемирной выставке собак в Швейцарии — привезла оттуда полную сумку книг на иностранных языках. Учусь у самих собак — это важно. И, во многом, на своих ошибках. Но если мы на своих ошибках учимся, то платят за них другие, в данном случае собаки. Поэтому, передавая свой опыт, я надеюсь, что животные не будут расплачиваться за неопытность своих владельцев.
— Что из себя представляет детский сад для щенков?
— На сегодняшний день у нас две младшие и одна старшая группы. В зимнее время мы занимаемся в зале, а летом — на свежем воздухе. Владельцы вместе с животными приходят по выходным на занятия. Тренировка длится час — 50 минут упражнения и 10 минут отводится на игру. Животное учится не отвлекаться на других собак, на прохожих — летом мимо нас на велосипедах ездят, ходят родители с колясками, дети просят погладить питомца. Собака должна адекватно на все реагировать — это цель. Мы работаем со щенками от трех месяцев и до года любой породы. Через наш детский сад прошло уже более 100 пород.
— Вы и с дворняжками занимаетесь?
— Да. Много животных без документов и тех, кого взяли из приюта. С собаками, которых берут с улицы, бывает больше всего проблем. Тем не менее, все они обучаемы. И, наверное, как раз больше других в этом нуждаются.
— В младшую группу ходят самые маленькие, а в старшую повзрослее?
— Нет. Мы формируем группы не по возрасту, а по знаниям. Сначала все попадают в младшую, а когда осваивают азы, я перевожу их в старшую. Бывает, что хозяин впервые приводит своего песика в семь или в девять месяцев. Так что собаки разного возраста занимаются вместе. Все как в реальной жизни. Ведь на улице, площадке для выгула или в подъезде собаке придется пересекаться с разными животными. Именно поэтому занятия в группе гораздо важнее, чем индивидуальная тренировка. После урока я даю хозяевам домашнее задание.
— Что еще кроме «домашки» нужно иметь с собой? Мы слышали что-то насчет ливерной колбасы…
— Собакам лучше приходить на голодный желудок. Владельцам советую брать игрушки и разные лакомства — смесь простых «сухариков», несколько кусочков чего-нибудь поинтересней и один большой кусок самого вкусного угощения. Это все пригодится. Например, когда мы учим команду «Фу!», ни в коем случае не обижаем животное, а даем собаке понять, что у хозяина еда всегда интересней. Я беру сухарики, а хозяин, например, колбасу. Команда разучивается очень быстро.
— Часто ли щенки спорят и ссорятся?
— Да, случается. Иногда приходят уже проблемные собаки, например, кто-то напугал на улице, и теперь щенок готов кинуться и всех «порвать» — таким способом он защищается. Любые элементы агрессии я пресекаю сразу на месте. Ждать, когда собака повысит свою самооценку, я не буду. Агрессия въедается в мозг, есть такой механизм «не догоним, так согреемся». Допустим, пес никого не покусал, его удержали на поводке, он выплеснул адреналин и успокоился. Для него такое поведение становится привычным. Поэтому я сразу ставлю стенку.
— Трудно ли заинтересовать щенка обучением?
— Мотивация — главный камень преткновения. Так же, как у людей. Посмотрите, сколько мотивационной литературы, например, по ведению бизнеса существует. У собаки мотивацией может быть еда, игра и похвала. Кстати, по статистике, примерно 50% собак похвалу ценят выше, чем еду.
— Сколько времени длится образовательный курс?
— Это решают владельцы. Многие начинают ходить, разучивают команды и потом пропадают. А месяцев в семь, когда у щенка начинаются возрастные проблемы, возвращаются. Команды — это самая легкая вещь. Все проблемы — во взаимодействии с владельцем. Вот вы пришли в три-четыре месяца, у щенков период «Ой, мама!». Они смотрят в рот хозяину, за печеньку готовы все сделать, с ними очень легко, команды выучивают на ура — песик идеально послушный. Хозяин на этом этапе начинает пропускать занятия или вовсе перестает ходить. В пять месяцев наступает период «Я сам». Щенок уже вам в рот не смотрит, он становится самостоятельным, в шесть-семь месяцев верх берут гормоны. Это уже подросток, которому голову сносит, он не может сосредоточиться. Если собаку не обучают, мы получаем неуправляемого подростка, который привык лоботрясничать. Главное желание в его жизни — гонять с другими собаками, и на хозяина ему вообще фиолетово. На этой стадии начинают возвращаться в детский сад. Те, кто не пропускает, тоже проходят период гормонального взрыва, но более плавно и адекватно.
— А взрослых собак к воспитанию маленьких не привлекаете?
— Раньше привлекали. Щенки же безбашенные, на любого можно прыгнуть, сбить с ног. А тут приходит старшая собака, она на них строго посмотрит, что-то им «скажет», те начинают соображать. Если в доме есть старшая собака — еще и воспитанная, дрессировать щенка гораздо легче.
— Много ли денег приносят занятия? Как правило, все, что связано с животными, сегодня стоит дорого — ветеринарные услуги, отели для собак и прочее.
— Главная идея создания детского сада заключается не в зарабатывании денег. Это своего рода социальная программа кинологического клуба «Союз», наш вклад в то, чтобы в Тюмени стало как можно меньше брошенных собак. По статистике, подавляющие большинство животных оказывается на улице, потому что с ними изначально не занимаются. Собаки вырастают, люди с ними не справляются и начинают от них избавляться. Я помогаю воспитать собаку, которая будет удобна по жизни, и которую хозяину не придет в голову бросить. То есть детский сад дает не нормативную дрессировку, чтобы сдать на диплом. Это дрессировочный минимум — адаптация к городским условиям.
— Вы делаете это бесплатно?
— Для членов кинологического клуба все занятия бесплатные. В нашей стране до сих пор профессионально заниматься кинологией нелегко, потому что жить на те деньги, которые в этой сфере платят, практически нереально. Руководители секций работают на общественных началах.
— А есть ли точка невозврата — возраст, после которого собаку уже невозможно ничему научить?
— Нет, ко мне приводят проблемных собак в любом возрасте. Есть люди, которые дождаться не могут, когда прививочный карантин пройдет, чтобы начать заниматься с питомцем. А некоторые обращаются только тогда, когда уже не справляются. Когда собака мешает жить. И таких много. Все можно исправить, просто с помощью других методик.
— То есть любую ли собаку можно перевоспитать?
— Да. Безнадежных собак не бывает. Просто какая-то собака дрессируется легко, а какая-то потребует больше усилий. Самая сложная проблема — страхи. Агрессия, кстати, чаще всего тоже от страха идет. Собаку с крутым характером можно воспитать, а если у нее страхи, смелости мы ей не сможем добавить. С этим тоже нужно работать, чтобы повысить качество жизни питомца, чтобы у него не копились психосоматические заболевания от того, что он живет в постоянном стрессе.
— Есть ли топ самых основных переживаний и страхов у собак?
— По зарубежной статистике, больше всего собаки боятся шумов, громких звуков и оставаться одни.
— Некоторые хозяева, например, отмечают день рождения собаки. Это нормально?
— Человек это делает для себя. Как и все собачьи наряды. Животным они не нравятся, потому что сковывают движения. Собака не понимает смысла происходящего. Можно, конечно, в день рождения собаку посадить за стол. Но на следующий день она садится туда снова и не понимает, почему вчера так было можно, а сегодня — уже нельзя. Нужно понимать собаку и уважать ее потребности — она хочет двигаться, играть и вкусно покушать. Для нее важнее, если вы пойдете в какой-нибудь турпоход с ней в день рождения.
— В наше время люди более сознательно стали относиться к животным?
— Трудно сравнивать. В советские времена, когда был только один клуб — ДОСААФ, у людей не было вариантов. Чтобы приобрести породистого щенка через клуб, нужно было сначала пройти обучение и сдать экзамен. И это было правильно. Кроме того, до разведения допускались только собаки, прошедшие дрессировку. Сейчас их вяжут по красоте. Поэтому очень много собак с нежной психикой, в которых нужно вложить массу усилий, чтобы адаптировать к тем же городским условиям.
— Значит, не всегда в проблемах собаки виноват хозяин?
— Он допустил развитие проблем и не начал решать их вовремя. Но виновата может быть и генетика. Сейчас при вязке собак практически отсутствует отбор на поведение (боязнь громких звуков, например). Общий курс дрессировки обязательно требуется от ротвейлера, добермана, восточноевропейской и немецкой овчарки. Все остальные породы — на усмотрение заводчика.
Энергию стаффордов, питбулей и терьеров нужно направлять в мирное русло. У них огромный ее запас. Их буквально распирает изнутри, поэтому им трудно сконцентрировать внимание.
— Раньше считалось, что это самые агрессивные собаки.
— Если владелец в душе хочет, чтобы его собаки боялись, она почувствует. Например, владелец ждет, когда она гавкнет и всех напугает, и только потом ее отзывает. Животное видит, что хозяин доволен, и в следующий раз сделает так же. Вы можете даже виду не подавать, она почувствует, что вы довольны. У меня есть методы воздействия на таких «нехороших» владельцев. Собака не должна кидаться на людей.
— В каких случаях вы рекомендуете обращаться к зоопсихологу? Есть ли у собак симптомы, на которые следует обратить внимание, так сказать, первый звоночек?
— Любое поведение собаки, которое вам не нравится, и с которым вы сами не можете справиться. Просто люди иногда неправильно истолковывают действия пса. Ко мне как-то обратились, потому что собака, по мнению хозяина, доминантная. Пришли ко мне на занятие, я вижу, что просто у них нет контакта. Собака живет в лоджии, мало контактирует с владельцем. Она просто его не видит и поэтому не воспринимает, а вовсе не старается над ним доминировать. Просто ей этот человек не интересен. Решать нужно совсем другие проблемы.
— На прием хозяину нужно обязательно приходить с собакой?
— Да, если ко мне обращаются за консультацией по поведению. Никаких заученных советов я не даю. Мне нужно увидеть собаку и то, как она взаимодействует с хозяином. Здесь нужно понимать, что и питомец, и человек — индивидуальность. Сначала я провожу диагностику, а потом даю рекомендации, как из ситуации выходить.
— Как сделать собаку счастливой?
— В идеале собака должна быть чем-то занята. Их всех выводили для какой-то работы, а не для того, чтобы они на диване лежали. Я считаю, это уважение к собаке. Советую владельцам после детского сада идти на другие виды дрессировки. Кроме того, есть три кита воспитания — любовь, уважение, доверие. Любовь я ставлю на первое место, потому что это единственная причина заводить собаку в наше время. Если ты любишь, то готов тратить на воспитание время, значит, тебе и гулять с животным должно нравиться. Смотреть на это как на обязанность — неправильно.